Open
Close

Консультации логопеда для музыкального руководителя доу. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации аопдо гбдоу

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности учителя – логопеда и музыкального руководителя. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают музыкальные занятия.
Объект: ребенок с речевой патологией.
Предмет – многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основные принципы взаимодействия:
- занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;
- занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;
- принцип всестороннего воздействия
- принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;
- принцип наглядности;
- принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Задачи:
Оздоровительные:
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Образовательно-воспитательные:
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
Основные направления коррекционно - развивающей работы:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

Обучение умению связно выражать свои мысли;

Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

Развитие психологической базы речи;

Совершенствование мелкой моторики;

Логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

Слухового внимания и слуховой памяти;

Оптико-пространственных представлений;

Формирование и закрепление произносительных навыков;

Зрительной ориентировки на собеседника;

Координации движений;

Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

Темпа и ритма дыхания и речи;

Орального праксиса и произвольной мимической моторики;

Просодики;

Фонематического слуха.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами:

Совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;

Тетрадь взаимодействия;

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий;

Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д;

Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

Благодаря взаимодействию удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы (85% выпускников пошли в школу с чистой речью), на одну треть сократились сроки коррекционной работы, практически свело к минимуму рецидивы.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.
  • И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

    1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

    2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

    3. Принцип всестороннего воздействия

    4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

    5. Принцип наглядности.

    6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мышечный аппарат.
    Развивать дыхание.
    Развивать координацию движений и моторные функции.
    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
    Формировать способность восприятия музыкальных образов.
    Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Развивать речевое дыхание.
    Развивать артикуляционный аппарат.
    Формировать просодические компоненты речи.
    Развивать фонематическое восприятие.
    Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.
  • Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.
  • Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
  • Координационный план проведения совместных занятий

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    Музыкально - пальчиковые игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    1. Игры-манипуляции: «Ладушки - ладушки » - дети ритмично хлопают в ладоши, «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

    2. Сюжетные пальчиковые упражнения «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно. Стенка, стенка, (потрогать щечки) Потолок, (потрогать лобик) Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам) Дзинь - звонок! (нажать на носик) К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

    3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

    4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,

    5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук . В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

    Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательном процессе

    учитель-логопед Бабкина С.Н.

    Если говорить вам сложно –

    музыка всегда поможет!

    При воспитании в общеобразовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке разрабатывается раздел программы «Содержание коррекционной работы».

      выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;

      осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

      возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

    Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.

    Существенные изменения претерпевает и календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к подходам в планировании учителя-логопеда и музыкального руководителя. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.

    Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй .

    Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.

    Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

    Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

    Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

    Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:

      диагностическое;

      коррекционно-развивающее;

      информационно-консультативное.

    Осуществляя взаимодействие следует:

      Учитывать структуру речевого нарушения;

      Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

      Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

    И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционно-развивающие

    Укреплять костно-мышечный аппарат.

    Развивать дыхание.

    Развивать координацию движений и моторные функции.

    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

    Формировать способность восприятия музыкальных образов.

    Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Развивать речевое дыхание.

    Развивать артикуляционный аппарат.

    Формировать просодические компоненты речи.

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать грамматический строй и связную речь.

    Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда

    с музыкальным руководителем

      Планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

      Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

      Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

      Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

      Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

      Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

    Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

    Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

    Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

    Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

    Педагогические задачи

    Учитель-логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.

    Пальчиковые игры

    Игра на детских музыкальных инструментах.

    Танцевальные движения.

    Театр с использованием кукол бибабо.

    Развитие мимики

    Массаж лица.

    Гимнастика мимических мышц.

    Произвольное формирование определенных мимических поз.

    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки.

    Упражнения на поддувание.

    Дифференциация ротового и носового дыхания.

    Выработка нижнедиафрагмального дыхания.

    Использование музыкальных духовых инструментов.

    Распевки.

    Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика.

    Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.

    Движения с речью

    Развитие артикуляции под музыку.

    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок.

    Хоровое и индивидуальное пение.

    Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.

    Артикуляционная гимнастика.

    Чистоговорки.

    Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

    Разучивание и пение песен.

    Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.

    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен.

    Драматизация.

    Музыкальные спектакли, инсценировки.

    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие монологической и диалогической речи

    Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря

    Формирование навыков составления диалога.

    Развитие у ребенка желания говорить.

    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Драматизация.

    Кукольный театр и куклы бибабо.

    Музыкальные спектакли

    Разучивание текстов песен.

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях

    Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

    Таким образом, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

    Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях – непроизвольными, в других – осознанными. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Педагогами разработано перспективное планирование учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста.

    Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.

    У таких детей нередко страдает произношение гласных звуков, они произносят их нечетко, как бы затушивая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. Важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям: формирование кинестетической основы движения, формирование кинетической основы движения.

    Кроме общеизвестной методики , педагоги предположили развивать речевую моторику опираясь на сохранные возможности ребенка. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

    Анализ литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях ни систематизированы не в одном литературном источнике.

    Цель: повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.

    Предлагаемое нами планирование помогает реализовать следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Автоматизация звуков в результате запоминания большого количества речевого материала.
  • Дифференциация поставленных звуков.
  • Данное перспективное планирование разработано на основе программы Г. А. Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи” и учебно-методического пособия Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” и рассчитано на два года.

    1. Онтогенетический принцип. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Специалистам следует соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

    2. Принцип системности. Логопедическая работа должна способствовать формированию языка в целом как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

    3. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Принадлежность речевых звуков к единой фонетической системе и артикуляционной базе, на которой они формируются, являются основой их взаимосвязи и взаимозависимости. Результатом такой связи является то, что работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

    4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

    5. Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление патологического механизма речевого дефекта.

    6. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы.

    7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

    Форма проведения коррекционных занятий - групповая, два раза в неделю. Длительность фонетической зарядки (произнесение звуков, слоговых сочетаний, слов и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса) – 5-7 минут.

    Работу начинали с формирования вне- и речевого дыхания. Обучая детей внеречевому дыханию, учили спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать без произнесения звуков с различной силой. Использовали игры “Погрей ладошки”, “Ветер”, “Чей одуванчик улетит дальше?”. Затем развивали переключаемость органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движения и мимики. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов ведется с опорой на наглядность, и преподноситься в игровой форме. Например, мама Гусыня просит Гусенка не ходить далеко, произносятся слоги низким голосом: Га-га-га. Гусенок не послушался. Произносятся слоги гя-гя-ги высоким голосом. Он пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела кукушка (ку-ку-ку) и рассказала где гусенок. Гусыня ругает гусенка (га-га-га) сердитая интонация. Используем следующие звуковые сочетания: па-пу-пы, пы-по-па, та-ту-ты-тэ, до-ду-дэ, ди-дя-де, пта-пто-пту-пты-птэ, бда-бдо-бду,бдэ, фта-фто-фту-фтэ, мна-мно-мну-мны, пти-птя-пте-птю, бди-бдя-бде-бдю, па-та-ка, то-ко-хо. Для укрепления мышц губ энергично произносим “п-б”, “п-б”. Для укрепления мышц языка “т-д”, “т-д”, чтобы укрекпить мышцы полости глотки – высунув язык, энергично произносим “п-б”. В процессе постановки звуков работа усложняется.

    Предлагаем вашему вниманию перспективное планирование в старшей группе.

    Месяц Неделя Логопед Музыкальный руководитель
    сентябрь 1 Диагностика Развитие внеречевого дыхания, слухового восприятия. Д/и “Рыбка ловит корм”, “Сдуй ватку”, “Где звенит колокольчик?”, “Какие часы тикают?”
    2
    3 Звук “А” Пение вокализов “А”, д/и “На приеме у доктора Айболита”; “Плачет малыш”, чистоговорки звук “А”
    4 Звук “У” Пение вокализов “У”, д/и “Воет волк”
    5 Звуки “А-У” Пение вокализов “А-У”, д/и “В лесу”
    октябрь 1 Звук “И” Ослик кричит “иа”, “Ишак”. Песенки птиц (и-и-и). Произнести коротко (и-и-и) фортепиано.
    2 Звук “М-м`” “Ма-му”, “му-ма” пропевание гласных.
    3 Звук “П-п`” “Лепим ком” (па-пу-по). “Шарик лопнул” (п-п-п). “Мышки разговаривают” (пи-пи-пи).
    4 Звук “Н-н`” “Песенка слоненка”
    5 Звук “О” Болит зуб. Наматываем клубок. Длительно, коротко. Произнести три раза на одном выдохе.
    ноябрь 1 Звуки “А-У-О” Пропеваем гласные звуки длительно, коротко
    2 Звук “Б-б`” “Играем на барабане”. Играем в теннис. “Бананы”
    3 Звук “Ы” “Песенка Рёвы”
    4 Звук “Т-т`” Разговор зверят (та-та-ти-ти). Забиваем гвозди (т-т-т). Птенчик пробивает скорлупку. Распевка “Тень-тень”, “Утки”
    5 Звук “Д-д`” Громко забиваем гвозди. (д-д-д) Дятел долбит клювом. Распевки. Потешки “Дон-дон”, “Дождик”, “Дудочки”
    Декабрь 1 Звук “Х-х`” Погреем ручки. Клоуны смеются. “Дровосеки”
    2 Звук “В-в`” Вьюга воет. Распевки
    3 Звуки “А-У-О-Ы” Развитие силы голоса, на пройденных звуках. Подготовка к утреннику
    4
    январь 1 Диагностика

    промежуточная

    2
    3 Звук “К-к`” Пистолет стреляет. Кукушка поет. Распевка “Киса”, “Куд - куда”, “Кукушка”
    4 Звук “Г-г`” Гуси разговаривают. Позовем голубей (гули – гули). Потешка “Гули”, “Гусь”, “Га-га-га”
    февраль 1 Звук “Э” Пение вокализов. Распевка Эхо
    2 Звук “Ф-ф`” Фырканье
    3 Звук “П-Б” Звукокомплексы “П Б, К Г”

    Распевки с гласными.

    4 Звук “В-Ф” Распевки с гласными.
    март 1 Звук “Т-Д” Звукосочетание “т-д; т-д”. Гудит мотор, пропевки

    (та-да), “Радисты”. Поезд едет “ту-ду”

    2 Звук “С-с`” “Проколотый мяч”, “Шарик”. Распевка “Верба”
    3 Звук “З-з`” “Комар и комарики”
    4 Звук “С-З`” Распевки с гласными.
    5 Звук “Ш” “Гусь” - ш. Спускается по ступенькам. Распевка “Лягушка”, “Петушок”, “Индюшата”
    апрель 1 Звук “Ж” Жук жужжит. Близко – далеко. Распевка “Жук”
    2 Звук “Ш-Ж” Разговор шмеля с жуком. Распевки
    3 Звук “С-Ш” Распевка “Подснежник”, “Кормушка”
    4 Звук “З-Ж” “Пилим дерево” (за-жа; за-жа). “Комар и жук”
    5 Звук “Л-л`” Песенки. Распевка “Мамочка”
    май 1 Звук “Л-л`” Потешка “Лягушка”, чистоговорки со звуком “Л”
    2 Звуки йотированные Распевки
    3 Диагностика Диагностика
    4

    При обследовании в старшей группе было выявлено, что 10 детей испытывают трудности при удержании артикуляционных поз, у них наблюдаются выраженные изменения силы, точности, объёма, девиация языка. У 5 детей выявлены незначительные изменения объёма, силы и точности движений. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НАРУШЕНО У ВСЕХ ДЕТЕЙ, ВСЕГО НАРУШЕНО 106 ЗВУКОВ.

    В ходе проделанной работы на конец подготовительной группы имеем следующие показатели: звукопроизношение исправлено у всех детей, незначительные затруднения в речевой моторике испытывает один ребёнок. Уровень развития фонематического слуха у детей приближен к возрастной норме.

    Таким образом, в результате проведенной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей отмечаем различный рост успешности обучения. Проследим на сравнительной диаграмме.

    Анализируя полученные результаты, отмечаем, что уровень развития речевой моторики повысился на 93,4%, фонематическое восприятие улучшилось на 86,7%, Уровень сформированности звукопроизношения составил 100%. Полученные показатели доказывают эффективность совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции звукопроизношения.

    Литература

    1. Правдина О. В. “Логопедия” Москва “Просвещение” 1973 стр. 119.
    2. Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30
    3. Карелина И. Б. “Коррекция голосовых расстройств у дошкольников” Москва 2005 Айрис-пресс стр. 83
    4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., “Владос”, 2000
    5. Максаков А. “Развитие речевого голоса у дошкольников” “Д/воспитание” 1984
    6. Дель С. В. “Музыкальные упражнения в коррекции заикания” “логопед в д/с” №3(6), 2005
    7. Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”-СПб Детсво-пресс 2005
    8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
    9. Железнова Е. Железнов С. “Азбука-потешка” М. “Гном и Д”. 2001

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Логопедическое занятие в подготовительной группе | работа логопед | музыкального | музыкальная школа | руководителя | классный руководитель | формировании | формирование культуры | звукопроизношения | коррекция звукопроизношения | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка логопеда | Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников Детский сад

    I. В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.

    Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть.

    Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка.

    Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций.

    II. В ходе интеграции деятельности специалистов группы (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) мы апробировали следующие формы взаимодействия:

    1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года.

    Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения.

    Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова.

    Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

    В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи:

    Особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка;
    - особенности организации деятельности каждого ребёнка;
    - состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти;
    - степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции);
    - уровень развития активной речи;
    - состояние общей и мелкой моторики;
    - состояние функции дыхания и голосообразования;
    - общее состояние здоровья ребенка.

    Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий.

    2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей.

    По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку.

    3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем.

    Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Я имею дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, я могу непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать, параллельно с воспитателем, индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей), бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта.

    При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним.

    Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком (например, дифференциацию способов подачи учебной информации) и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения), вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка), эмоциональная (поддержать ребёнка).

    Данная форма работы была презентована нами в рамках городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ.

    4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

    Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей (насколько эффективным будет объединение достаточно разнородной группы детей из 10-11 человек в пространстве логоритмического занятия), от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами (фонетическая ритмика и др.).

    Тем не менее, совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

    В предыдущие годы мы с музыкальным руководителем включали некоторые логоритмические упражнения в канву музыкальных занятий. Затем начали совместно планировать логоритмические занятия, надеемся продолжить осваивать и совершенствовать эту форму взаимодействия и в будущем.

    5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках.

    Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается (и при необходимости – адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы.

    6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми.

    Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д.

    Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!

    VI. Литература, используемая нами для организации взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей группы.

    Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/Зарубина Ю.К., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.: Теревинф, 2009
    Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
    Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под редакцией Г.А. Волковой, -СПб.: КАРО, 2005.
    Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
    Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. — СПб.: КАРО, 2003.
    Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — м.: Айрис-пресс, 2006.
    Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
    Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. — М.: ВАКО, 2005.
    Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006
    Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет. М.: ГНОМ и Д, 2002
    Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004
    Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.
    Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. — СПб.: Паритет,2004.
    Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — М.: Айрис-пресс, 2004.
    Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
    Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб: Корона принт, 2005
    Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1./Чарльз Ньокиктьен; пер.с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009
    Овчинникова Т.С.